КЕМЬ В 1920-1930-Е ГОДЫ
По просьбам подписчиков выкладываю нашу с Кириллом работу про Кемь, с которой мы ездили на финал конкурса исследовательских работ "Будущее Карелии". Целиком работа представлена в прикрепленном документе. В посте - часть непосредственно про Кемь.
"До 1923 года сам город Кемь был небольшим тихим городком, в 2-х километрах от которого находилась железнодорожная станция Кемь, построенная еще в 1916 году. «Чтобы попасть на вокзал следовало пройти вдоль городского кладбища (в наши дни уже оно законсервировано), далее вдоль реки Кемь до ж/д моста, в то время деревянного, после идти вдоль ж/д путей на север до станции Кемь. Вокруг вокзала располагалось достаточно большое количество домов, частных и служебных» . Позднее две части города будут соединены Пролетарским проспектом, на сегодняшний день это главная улица, которая пролегает через весь город. Кстати, эту дорогу строили заключенные из Кемперпункта.
Город был, преимущественно, деревянным, каменными же были только Благовещенский собор и Госбанк (здание бывшего уездного казначейства, построенное в 1788 году по указу Екатерины II). Духовным центром города был построенный в начале XVIII века без единого гвоздя деревянный Успенский собор, рядом располагался больничный городок. Все административные здания располагались тут же, рядом, на Крестовском проспекте (сейчас – улица Вицупа): почта, телеграф, таможенная служба. В городе было две небольшие школы, частная аптека, два трактира, множество магазинов и лавок, пожарное депо с каланчой, воду туда привозили на лошадях и телегах.
Жители любили отмечать праздники, особенно Рождество, но и много и усердно работали: в основном, занимались рыболовством, также в Кеми было много славных мастеров (кузнец П. Елисеев, маляр З. Ремшуев, столяр-краснодеревщик М. Лазарев и др.)
«Начиная с 1923 года, в Кеми развиваются ускоренными темпами рыболовство и торговое дело. Несколько позднее было создано кредитное товарищество. За короткое время были построены два двухэтажных магазина» .
Но главное событие 1923 года было связано с прибытием в Кемь заключенных, для которых уже было подготовлено место размещения – территория на Вегеракше (между г. Кемь и Поповым островом), обнесенная колючей проволокой, со сторожевыми вышками по периметру. Многие заключенные, в том числе и женщины, работали в специально созданной швейной фабрике, на складах около станции 90-й пикет железнодорожной ветки ст. Кемь – Кемь-пристань.
По воспоминаниям местных жителей, заключенные были «плохо одеты, обуты во что попало, худые, голодные» . Заключенные часто болели и умирали. В Кеми, на Попове-острове и Вегеракше оставляли тех, у кого был небольшой срок заключения, но большинство отправляли на Соловки.
В районе Вегеракши с 1931 года действовало одно из управлений Белбалтлага, занимавшегося строительством Беломоро-Балтийского канала.
Но основная масса заключенных была брошена на благоустройство города, строительство дороги Кемь-Ухта и на лесозаготовки. Руками заключенных было осушено болото рядом с самой Вегеракшей, раскопаны огороды, стали выращиваться разные культуры, содержалось большое поголовье скота, была открыта лаборатория, где проводились опыты выращивания зерновых и овощей в условиях севера .
Все улицы города были замощены, построена прямая дорога ст. Кемь – город (ныне – Пролетарский проспект). К 1928 году заключенными были возведены два кирпичных здания: Управление СЛОН и резиденция начальника лагеря.
В подвале четырехэтажного Здания Управления Соловецкого лагеря особого назначения (УСЛОН), располагался бакалейный магазин, на втором этаже – магазин с гастрономическими товарами, посудой, одеждой, рядом размещалась шикарная парикмахерская. «Третий этаж занимал ресторан, где висели картины, где предлагались в меню устрицы, рябчики, черная икра и т. д., фрукты – круглый год. Здесь в течение всего рабочего дня играл оркестр. На четвертом этаже здания располагались управленцы» . В наши дни это здание относительно целое, в нем функционирует магазин и ресторан, а этаж, где располагались работники НКВД, пустует. И именно эти помещения лучше всего подходят для создания в них Музея памяти.
За зданием Управления находилось здание резиденции начальника УСЛОН, которое так же было построено руками заключенных, сейчас в нем располагается монастырь Новомучеников и Исповедников Российских. Напротив находилась милиция, сейчас на этом месте новый жилой дом.
Кроме этого заключенными были построены Дом культуры (сгорел в конце 1990-х). В 1920-1930-е гг. в городе была насыщенная культурная жизнь, в Доме культуры показывали немое кино, спектакли, концерты. Актеры местного театра были, в основном, из ссыльных.
Также была построена двухэтажная гостиница с рестораном (сгорела во время ВОВ) по Голоднушному (Пролетарскому) проспекту.
Напротив до сих пор сохранилось здание бывшего городского Совета, это небольшое деревянное двухэтажное здание, в котором на сегодняшний день располагается ЗАГС и Отдел образования. В 1934 году было построено каменное здание школы, которая функционирует до сих пор. После школы идут 2 здания лесной промышленности: Кемской сплавной конторы (сейчас здесь снимают помещения разные организации и магазины) и Кемского лесного хозяйства. В последние годы здание Лесхоза отремонтировано но, к сожалению, потеряло первоначальный облик .
Но самым уникальным сооружением заключенных был построенный в 1933 году стадион «Динамо». По воспоминаниям современников, «он занимал площадь около 4 га, огороженную прочным дощатым забором. На стадионе вокруг футбольного поля, а также возле всех игровых площадок были сделаны сиденья... Площадок было множество: теннисный корт, волейбольная, сектор для метания копий, дисков и молота, для прыжков в длину и высоту. Вокруг футбольного поля были оборудованы беговые дорожки. Тут же был построен большой павильон, в котором размещались ресторан, игральный зал для двух биллиардов, душевая, комната отдыха для спортсменов и хранилище для спортинвентаря. На реке Пуэта... были устроены настил для прыжков и лестница для спуска в воду. Зимой футбольное поле заливалось водой, и начинал функционировать каток. Через все поле натягивались провода с подвешенными цветными лампочками, а на крыше павильона устанавливались прожекторы. А также сооружалась ледяная горка, и для катания выдавались специальные доски...»
За зданием стадиона располагалась лодочная станция на реке Пуэта, где даже проводились соревнования лодочников и выдавались лодки на прокат.
На сегодняшний день это центр города, стадион не сохранился, но на его месте располагается городская площадь и Городской центр культуры и спорта.
Интересным источником оказалась карта города, составленная заключенным В. Зотовым в 1928 году.
«Многие семьи были высланы в Кемь, потому что отцы находились здесь в лагере. Местное население относилось к ссыльным очень доброжелательно, принимало в свои дома, размещало, помогало им. Как правило, это были люди высокой культуры, образованные» , – читаем в статье В. Волковой «Кемь в годы репрессий».
Однако и местных жителей коснулись репрессии. В книге «Поминальные списки Карелии. 1937-1938 год. Уничтоженная Карелия. Ч. 2. Большой террор» на двадцати семи страницах – 359 фамилий арестованных жителей города Кеми и Кемского района в 1937-1938 гг., среди них – плотники, кузнецы, рыбаки, рабочие, портнихи".
Кирилл Круглов, Анна Гончарова
Фото - А. Зайцева и с просторов сети Интернет
Источники и литература указаны в документе
#прогулкипоКемисАней #историяодногоздания_Кемь #историяКемисАней